Организация грузоперевозок в СССР

Весьма существенное значение в деле правильной организации строительства и снижения его стоимости имеет рациональная организация автотранспортных перевозок.
 Все строительные тресты, вошедшие в состав Главмосстроя, имели, как правило, свои мелкие транспортные хозяйства, содержание которых обходилось дорого.
 Оплата счетов транспортных организаций производилась, исходя не из фактически перевезенных грузов, а из грузоподъемности машин. В связи с этим имели место приписки как рейсов автомашин, так и веса перевозимых грузов и расстояний перевозок.
 В результате неправильного использования автотранспорта в 1954 г. на 1 млн. руб. сметной стоимости выполненных строительно-монтажных работ на перевозки затрачивалось около 140 тыс. руб., или 14% стоимости строительства.
 В целях снижения затрат на автотранспорт в Главмосстрое в 1954 г. было осуществлено объединение и укрупнение автомобильных хозяйств, для чего было создано три крупных автотранспортных треста. Это позволило почти на 20% сократить административно-управленческий аппарат, сэкономить около 3 млн. руб. по фонду заработной платы и передать народному хозяйству значительное количество автомобилей, содержание которых обходилось около 35 млн. руб. в год.
 В дальнейшем эти тресты были переданы Главному управлению автомобильного транспорта Мосгорисполкома для организации централизованных перевозок строительных материалов.
 В конце 1957 г. и в 1958 г. в состав Главмосавтотранса были переданы все остальные автохозяйства, оставшиеся в ведении строительных организаций.
 Завоз материалов на объекты.
  Завоз материалов на объекты осуществляется в пределах месячных пообъектных заявок стройуправлений по требованиям начальников участков.
 Разработана и введена специальная форма наряд приказа, которая одновременно служит: нарядом на отпуск, актом сдачи и счетом, предъявляемым в банк.
 В результате проведенной реорганизации полностью ликвидированы аппарат снабжения стройуправлений и их склады.
 Доставку материалов на объекты строительства с центральной базы, а также от других поставщиков осуществляет указанное подразделение как своими силами, так и в централизованном порядке с разгрузкой материалов на месте.
 Реорганизация органов снабжения в тресте «Мосстрой» № 4 позволила обеспечить четкое и бесперебойное снабжение всеми материалами и деталями строящиеся объекты, высвободило значительное количество работников, сократило транспортные и складские расходы.
 На вывозке материалов непосредственно на строительные объекты треста в настоящее время занято не более 4-5 машин.
 Строительные управления, освобожденные от функций снабжения, имеют возможность больше внимания уделять вопросам, организации производства непосредственно на строительной площадке.
 Указанная реорганизация свидетельствует о необходимости создания в составе всех строительных трестов, являющихся генеральными подрядчиками, подобных специальных подразделений по комплектации, ликвидации контор и отделов снабжения во всех трестах и строительных управлениях.
 Это позволит улучшить комплектацию строек материалами и деталями и сократить административно-управленческий аппарат.
 Годовые лимиты.
  Годовые лимиты на материалы для специальных работ выделяются Управлением материально-технического снабжения Главмосстроя непосредственно специализированным управлениям. Например, все материалы для электромонтажных и санитарно-технических работ выделяются Управлению монтажных, электромонтажных и санитарно-технических работ и его трестам «Мосэлектропром» и «Моссантехпром»; все материалы для отделочных работ выделяются Управлению отделочных работ и его тресту «Мосотделпром» и т. д.
 Специализированные тресты передают ежемесячные заявки в соответствующие тресты снабжения («Моссантехпром», «Мосэлектропром», «Мосотделпром», «Мосподземстройснаб», «Дормостстройматериалы»), которые поставляют непосредственно на объекты все материалы, а также детали и изделия своих предприятий.
 Специализация снабженческих организаций и сокращение складских баз позволили значительно улучшить материально-техническое обеспечение строек, уменьшить складской оборот с 33% до 21-22%, ускорить оборачиваемость материальных ценностей на 35%.
 В результате значительно снизились наценки по складским операциям.
 Высокая сборность, достигнутая на стройках Главмосстроя, и превращение строительной площадки в монтажную вызывают необходимость дальнейшего улучшения существующей структуры снабженческих органов общестроительных трестов.
 Факты неудовлетворительного использования машин. 
  Осуществление в широких масштабах централизованных перевозок строительных грузов, специализация автохозяйств на перевозках определенных видов строительных материалов и деталей на стройки с заводов-поставщиков позволили сократить объем автомобильных перевозок на I млн. руб. сметной стоимости выполненных строительно-монтажных работ с 15 тыс. г в 1954 г. по 12 тыс. г в 1958 г. В 1954 г. на 1 млн. руб. сметной стоимости выполненных строительно-монтажных работ приходилось около трех автомобилей общей грузоподъемностью 10 т, а в 1958 г. в среднем лишь 1,5 автомобиля общей грузоподъемностью около 5 т.
 Однако факты неудовлетворительного использования машин, бесконтрольности работы автотранспорта, отсутствия проверки соответствия счетов фактически перевезенному количеству грузов продолжают еще иметь место в отдельных строительных организациях.
 Опыт показывает, что строительные организации обладают еще значительными резервами для сокращения транспортных расходов.
 В 1954-1955 гг. централизованные перевозки строительных грузов (кирпича и частично железобетона) занимали менее 10% в общем грузопотоке материалов, доставляемых на строительные площадки Главмосстроя.
 В результате значительного расширения номенклатуры строительных грузов централизованно стали доставляться на стройки кирпич, инертные материалы, изделия из железобетона, товарный бетон, цемент, лесоматериалы, столярные изделия, асфальтовая масса, металл и металлоизделия и другие строительные материалы и детали. Была также централизована перевозка грунта.
 Наглядная агитация за экономию материалов.
  Этот порядок учета материалов исключает злоупотребления и небрежности в списании на производство материалов на каждый отдельный объект.
 Опыт учета расходования материалов по лимитно-заборным картам подтвердил его безусловную целесообразность и свидетельствует о необходимости широкого внедрения такого учета на всех объектах строительства.
 Эта система позволяет в дальнейшем ввести поощрение за экономию материалов на объектах строительства, что является совершенно необходимым, поскольку материальная заинтересованность рабочих, мастеров и производителей работ в экономном расходовании материалов открывает широкие возможности использования дополнительных резервов по одной из важнейших статей снижения себестоимости строительства.
 Одной из эффективных форм борьбы за экономию материальных ресурсов является проведение общественных, смотров состояния приемки, складирования, хранения и использования материалов.
 Такие смотры проводятся всеми трестами Главмосстроя при активном участии профсоюзных и комсомольских организаций.
 Значительное развитие на стройках получила наглядная агитация за экономию материалов.
 Перестройка системы обеспечения материально-техническими ресурсами в строительных организациях Главмосстроя создала реальные возможности дальнейшего улучшения организации материально-технического снабжения, сокращения затрат на материалы и соответствующего снижения себестоимости строительно-монтажных работ.